Традиции государственного торжества Новогодних праздников

7f5c838b

новый год, НГ, праздник У любого важного торжества в России есть собственная изюминка.

У любого важного торжества в России есть собственная изюминка. На майские население Украины распределяется на 2 группы: жители города выбывают за город на шашлыки, аграрные граждане и дачники пускаются на огороды усаживать картошку. В сутки самостоятельности такая же иллюстрация: одни снова зажаривают мясо, иные корчуют усаженную осенью «бульбу». А Новый год различается от всех других торжеств тем, что и селяне, и горожане встречают его одинаково: щедрым пиром и классической пирушкой. Разумеется, есть оригиналы, которых Новый год застает в какой-то бездонной пещере или на повышенной несчастье. Однако это отдельные ситуации, и «тяжелую» иллюстрацию в непосредственном и в передвижном резоне они в целом не заменяют.

Так вот, первая волна торжеств схлынула, и настала пора проанализировать, не поменяли ли украинцы в 2016 году прежним обычаям. Интересно, что наши жители восхваляли Бахуса (античный господь виноделия. – Ред.) далеко не всегда. В былые времена к празднованию Новогодних праздников подступали не менее неоднозначно. О том, как это было, нам помогла разобраться этнолог Елена Олийник.

Практически с порога она нас ошарашила тем, что, оказывается, Новый год на Украине можно отмечать 4 раза. Не любая страна может подобным похвастать! Таким образом не надо унывать: в 2016 году мы еще можем спрыснуть 3 Свежих года! И это если не думать японского…

«До XIII века Новый год на Украине приходил на Явдоху – 14 мая (1-ое мая по прошлому образу. – Авт.). Еще сообщали: «Явдоха хвостом махне – сніг повіє». Всегда казалось, что когда наступает Новый год, умершая природа начинает возрождать, растения цветут. Вот и выходит, что прежде мы жили в ногу с западными государствами, где новый год приходит с появлением осени».

По версии Олийник, это празднование сопровождалось некоторыми обычаями. И всем знаменитые щедровки пришли к нам как раз из данного времени. Свидетельство тому – песнопения, дожившие до нынешних суток: «Щедрик, щедрик, великодушенівочка, Слетіла ластівочка…»

«Мы так как осознаем, что касатки не прилетают к нам 14 февраля, однако, все-таки, распеваем, не задумываясь, эти слова в зимнюю пору, – сообщает Елена. – С того времени, когда Новый год на Украине отмечался осенью, к нам также пришло некоторое всенародное творчество. В основном это веснянки – основной признак нового года в прошлом».

С XV столетия, по знаменательным данным, Новый год стартует с первого октября по прошлому образу, либо с 14 октября по свежему. Именно в сутки преподобного Зерна Столпника. Но церковникам понадобилось приложить много сил, чтобы приучить к свежему распорядку простолюдинов, привычных встречать Новый год осенью.

«На Зерна, – говорит присловье, – бросать рожь, а детей в школу высылать». Тем, кто слишком интересовался празднованием, сообщали: «Обожал на Зерна мед-пиво употреблять – не уставай и работать!».

В сей день из-за морозов кончались уличные гуляния, а девичьи и несерьезные общины снимали для выполнения вечерниц хаты. Помимо этого, на Зерна припадает дата отмены запрета мастеровым с Подола (Киев) воспламенять свечки. Данный запрет разъяснялся тем, что из-за них будто бы появлялись пожары.

«Чтобы обозначить сей день, среди народа приняли решение отмечать так именуемую свадьбу свечки. Про это детально поведано в книжке Кочерги «Свіччине весілля», – говорит Олийник. – Также велись крупные ярмарки и забавы».

Тогда же, по народным суевериям, велась процедура внесения в хату снопа, который устанавливали в угол наоборот печи как сигнал благоденствия.

Однако с 1700 года по указу Петра Новый год в РФ отмечают, как и в иных европейских странах, первого февраля (по юлианскому календарю). Но на Украине вплоть до русских пор с большим масштабом отмечали Рождество. А Новый год ничем не различался от будних суток.

По прошлому григорианскому календарю Новый год выскальзывал на 14 февраля, Васильев день. На данную дату выскальзывал праздник земледелия. Отсюда и традиция – причинять. Разбросанная по жилищу злак могла стать закладом отличного урожая в 2016 году. Вторая традиция данного дня находится у истоков знакомой присказки: «Как новый год повстречаешь, так его и проведешь»

«Вечером в печи варили кашицу. Если она выходила наварной, и горшок был полон – год ждали счастливый, если кашка подгорала либо горшок лопался – абсолютно ничего хорошего это далеко не предрекало».

Однако самым весомым торжеством для православных родственников всегда оставалось Рождество.

Вчера, в День, в заключительный день поста, богомольным не санкционировалось ни употреблять, ни есть до возникновения на небе первой звезды, которая олицетворяет появление Христа. И тогда стартует торжественный ужин. До сегодняшнего дня сохранилась традиция устанавливать на стол 12 унылых яств – по числу апостолов. При этом в особых регионах Украины есть установленный порядок готовки и подачи на стол блюд. И сами яства не вполне нормальны. К примеру, на Гуцульщине среди остального подают расслабленные пироги, картошку с истолченным чесноком, горох с подсолнечным маслом и чесноком, ячменную кашицу с подсолнечным маслом, сливки с фасолью, капустный суп с крупами, коричневато-желтую кашицу и расслабленную кукурузу.

После ужина кутью не прибирают, а оставляют в роли лакомства для духов погибших родственников.

Передовым хозяйкам Елена рекомендует не путать ужин на День, и домашний ужин на Рождество Христово.

«7-го числа готовят совершенно иные яства, на стол идут различные молочные разносолы: семейная сосиска, жаренный мазила, начиненный гусь либо сплетня, блины, холодная рыба».

А утром появлялись колядки. Дети с торбами за плечами шли по хатам, пели песни, за что и приобретали гостинцы.

«На Восточной Украине больше развита традиция общественных колядок: в одну огромную организацию планируют и взрослые и дети, готовят истинное театрализованное представление, – сообщает этнолог. – У любого участника собственная роль: управляющий – Береза, латковой – собирает сало и сосиски, хлебоноша, казначей, звездарь, звонари, танцоры, скрипачи. С колядками шли пару дней, чтобы не обидеть интересом ни один двор в заселении».

Заканчивает вереницу рождественско-новогодних торжеств Испытание, 19 февраля.

Вчера подчеркивается Сильный день, как и перед Рождеством, на стол сервируются лишь унылые яства, также готовится прутья. Днем – все идут за святой водой и окунаются в проруби.

«Является, что, искупавшись в холодный воде, человек вымывает с себя все грехи и болезни. А священная, намоленная жидкость, может находиться 3 года, оставаясь новой. Люди доверяют в ее чудотворную мощь: окропляют жидкостью дом, предоставляют употреблять нездоровым для скорого излечения.

Феномен, однако данный непорочный день полагали одним из самых лучших для гаданий. Женщины вылетали на улицу и узнавали имя первого попавшегося – так, веровали они, будет зваться и их суженый-ряженый. Или кидали впереди себя ботинок: в какую сторону показывал чулок – оттуда и следовало ожидать жениха.

Как видим, очень многие традиции давно отошли в прошлое, и заметить некоторые из них можно лишь в дальних аграрных глубинках или в искусственного происхождения условиях – народных этноцентрах и музеях. Тем не менее, вооружившись опытом наших родственников и советами Галины Олийник, даже в городке можно организовать себе праздничные дни в самых лучших народных обычаях. Фото даны Государственным центром всенародной культуры Музей Евгения Гончара

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>